?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
9 июня 2016. Восемьдесят первый день рождения Натты Конышевой.
отражение, сверч
cbep4ok wrote in nattakonisheva
Оригинал взят у cbep4ok в 9 июня 2016. Восемьдесят первый день рождения Натты Конышевой.
День рождения Натты (хроника с подробностями).
Я решил поехать пораньше, чтоб как-то помочь Установить стол и "протоптать" дорожки среди завала картин, для публики, которая придёт поздравить Натту. (Во всяком случае, в прошлом году такая потребность была). Позвонил днём Натте, договорился, что приду в 16 часов. Она сказала, что в это время обещала быть искусствовед из Саратова (как я понял, Елена Антипова) у которой поезд в 6 вечера, а пока у Натты есть даже время сходить в какой-нибудь музей (!)

Приехал к 16 к Натте. Там уже были два "поздравителя" - Миша "Фима" и Семён (Семёна я видел в первый раз, и познакомился он с нами уже позже, за столом). Миша вручил Натте свой подарок - картину в раме, которую он нашёл на помойке у себя в Сокольниках (Натта напишет поверх неё свою). Картину эту не распаковывали, Миша сказал, что на ней ничего не видно (от грязи?), и он честно стоял некоторое время у неё на улице, думая, что хозяин вернётся и заберёт её. Но хозяин картины не пришёл и теперь картина у Натты. Семён одарил Натту заварочным чайником и цветами (один ирис ему в транспорте сломал какой-то пьяный, случайно толкнув, но Семён положил теперь цветок в пластиковый стаканчик). Для цветов долго искали вазу, нашли только стеклянную банку. Я привёз аналогичный Мишиному подарок - золочёную раму, подобранную уже на нашей помойке и куколку для Наттиных инсталляций (Натта, как водится, отказывалась - "отдай детям", но убедил её, что классические куклы с фарфоровыми головками недолго живут у современных детей, и Натта успокоилась).

Пока Натта водила Семёна по соседним комнатам, показывая свою экспозицию, мы с Мишей осматривали ближайшие картины. Например попалось "Положение во гроб"




Я уж думал, что Натта действительно наблюдала нечто подобное. Но она утверждает, что это только заимствование чужих идей. Видимо, за основу взята картина кого-то из великих художников.

Ещё мастерская:






Натта среди (незаконченных?) картин


В маленькой комнате:




"Оля". 2013


Какой-то закуток коридора с масками Кирилла - сына Натты, который не приехал сегодня, так как болеет. Только звонил по телефону.






Поставили стол. Это на стул и табуретку водрузили одну из длинных оргалитовых картин лицом вниз. В этом году в комнате, где есть диван (в прошлые разы ориентировались на ту комнату, где основной стол и плитка, а в этой комнате последний раз отмечали ДР, наверное в 2005)


Миша предложил садиться за стол, якобы, как сядем, так гости пойдут, почуяв угощения. Сам Миша достал бутылку красного итальянского вина и пластиковые стаканы, Натта вытащила какое-то кошерное ркацители (говорила, что с прошлого года осталось), а Семён - вермут "доминиони". Семён настойчиво стал всех угощать своим вермутом, но Натта пила только квас. Произносились небольшие тосты. Миша предложил завершить очередной тост возгласом "Ура!", но Семён строго пояснил, что "Ура", вернее, похожее по звучанию слово, кричали татары в средние века, атакуя русское войско и это слово обозначало "смерть!" (в интернете эта версия не подтвердилась), следовательно, заканчивать тост им  негоже. Миша предложил "Аминь", Семён согласился, потому, что это переводится более подобающе: "Да будет так!".

Миша начал вспоминать, как познакомился с Наттой в поездке с "Иридой" в автобусе по Европе. Вот фрагменты этих воспоминаний. Натта сказала, что Миша всё время вспоминает это, говоря о ней. (Смотрю бутылка вермута уже опустела.)


Теперь другой эпизод. У Натты как-то взяли не все картины на выставку в Манеже и она с ними стояла у входа в зал. О картины споткнулся Салахов и, взглянул на Натту и картины... далее:


Семён тут же написал стихотворение восхваляющее Натту


Потом он показывал (в фотоаппарате) портрет, который с него написала Натта. Семён изображён со скрипкой. Так я узнал ещё одного скрипача (кроме Юлий Юлича и Александра Усынина), который собирает и почитает Натту. Правда, если те из Баку, то Семён из Одессы. Кстати, рассказал анекдот (когда Миша упомянул о своём знакомом еврее, чья жена говорила, что больше выходила замуж за его мать):
"У немца жена и любовница, но любит он жену.
У француза жена и любовница, но любит он любовницу.
У еврея жена и любовница, но любит он маму.
У русского жена и любовница, но любит он Путина."

Правда, когда я спросил, Миша не стал говорить, в каком оркестре играет, считая, что всё это в прошлом. И ещё  его раздражала классическая музыка из приёмника, который звучал за спиной. (Натта постоянно слушает "Радио-Орфей".)

Не смотря на предположения Миши, что как сядем,так начнут приходить люди, никто не приходил. Семён начал вспоминать о своих поездках в Израиль, Миша его поддержал вспоминая поездки в Европу. И Миша и Семён собирают картины. У Миши Натты, конечно, больше, но, кажется у Семёна в собрании много разных художников. Иногда звонил телефон и Натту поздравляли. Наконец, Семён с Мишей собрались уходить и перед этим был проведён поход на первый этаж, для осмотра всей Наттиной галереи.

Палитра Натты


Картон, который подписан ещё 1958 годом (!) Но изображение явно более позднее (Натта записала свою старую работу?)


Натта ничего по этому поводу пояснить не смогла, предположила, что подпись была, а изображения с той стороны не было


Это было ещё наверху, а теперь спустились на первый этаж


тут, кстати, на картине Миша


"Самоварная", (рука Семёна видна)








Последние комнаты




"Продавец шляп" (в одной из экзотических своих шляп)


Ещё одна инсталляция


Натта у своих скульптур. Это из пластилина сделано на скульптурном комбинате в Бабушкине. Там лепят моделей, а Натта обычно их рисует, но тут решилась и полепить


Ближе, но не резко




Семён с сумкой, чтоб уже наверх не возвращаться? Но фотоаппарат в руках, всё фотографирует




Ещё инсталляции




Потолок и давние следы строительства впоследствии выселенной соседки "Надьки"




Вот дверь в "Надькину" мастерскую (закрыта и опечатана!). А рядом, похоже, по лестнице можно влезть через пролом


Дверь в мастерскую Натты (видно когда-то была пятая коммунальная квартира)


Статья из газеты МСХ №3 2016(повторено неправильное утверждение из текста музея "АРТ4", о том, что Натта участвовала в "бульдозерной" выставке)


После ухода Миши и Семёна мы остались с Наттой вдвоём. Сидели за столом, ожидали следующих гостей. Позвонил с поздравлениями Леонид Бажанов. Натта почему-то передала трубку мне. Он просил поцеловать нежно Натту, что я и сделал.

Через некоторое время всё-таки появился следующий гость. Это был Женя, как оказалось новый спутник и компаньон в Наттиных поездках. Он подарил Натте куклу-ангела, и цветы, снова пришлось искать банку. Потом мы уселись допивать Мишино красное вино. C Женей Натта была в мае в Италии. В Турине, а потом (когда Турин Наттой был обследован) в Генуе. Селились в номерах где есть балконы, так как Женя курит. Трогательный эпизод произошёл при вылете: Натту не хотели пускать в салон самолёт с куклой, купленной (на барахолке?). Это был рыцарь с декоративным мечом. Натта боялась, его сдавать в багаж, считая куклу хрупкой. А бдительные таможенники-секьюрити видели в кукольном мече нож(!). Наконец самый ветеранистый таможенник объяснил коллегам, что это просто "Попа". (Натта и Женей несколько раз смаковали это слово, что я подумал - "Попой" называется конкретный кукольный итальянский образ, но, вроде "pupa' это просто "кукла" по-итальянски).

Да, Натта в 2016 году была: в январе в Испании, потом в мае в Турине и Генуе, а вот недавно вернулась из речного круиза Нижний Новгород - Пермь. Натта сначала поехала в Нижний Новгород (она даже скурпулёзно назвала цену железнодорожного билета туда и обратно), к своей подруге Ире Гордон, а потом они вместе 10 дней путешствовали в каюте теплохода "Константин Коротков" по Волге и Каме с заходами в разные города. Натте, правда, как я понял, немного надоело потом, так как барахолок в городах, наверное, не встречалось, а все экскурсии были довльно спешные. Натта так же назвала цену их каюты и для сравнения цену кают на верхней палубе.

Теперь Натта с Женей собирается снова в Европу, у Натты кончается шенгенская виза в июле, так что Натта спешит и в нетерпении. Она бы поехала в Тулузу (видно, где ещё не была). Но Женя отговаривает ехать в Тулузу и предлагает посетить Голландию.

После девяти вечера появилась компания самого главного коллекционера Натты - Сергея Трофименко, в составе Ани, двоюродный сестры Сергея с мужем и ещё одной женщины с юношей. Сергей вручил букет из 41 розы (так как 81 Натты вполне соответствует деятельностью и темпераментом 41 году). Снова надо было искать вазу для цветов. Те вазы, что были, Натта использовала в инсталляциях, так что для цветов находились обычные стеклянные банки, но кажется две банки уже были заняты, и цветы поставили прямо в раковину.


(Потом Натта пыталась букет вручить Ане, но та как-то отбилась.)

небольшие тосты




И снова заход по комнатам




А вот и "Попа" (рыцарь справа)


Женя демонстрирует почти запрещённый к проносу на борт меч-нож


Вскоре Трофименко и вся его компания распрощалась с Наттой и мы остались втроём. Так что открыли и кошерное ркацители. Но потом, позже всех, ещё пришёл Виктор (кажется он работает в из Библиотеке иностранной литературы, или живёт там недалеко, я не понял из пояснений Натты). Он принёс шампанское (которое так и не открыли), а до этого по телефону грозился принести торт, но Натта торту воспротивилась.

Виктор взялся вспоминать свою молодость, частности, как он работал подручным у плакатиста Щапова под патронажем деятеля Каневского, который заключал договоры на изготовление плакатов Щаповым по всему СССР. Вот запись этого монолога (справа на переднем плане иногда возникает Женя).
Начало рассказа посвящено возникновению знаменитого кооперативного дома деятелей искусств на Малой Грузинской.



Теперь мне кажется, что я видел Виктора в 1986 году, когда он приходил к Натте за портретом. Тогда малые портреты, которые Натта делала за час, стоили 10 рублей. Не помню, дал ли он 10 рублей или только обещал, но тоже был говорлив и восторгался песнями "Среднерусской Возвышенности", в частности "Мама завари мне ча-ча-ча-чай!" Натта же говорила, что эти песни постоянно поют в ЦДХ.

Потом было ещё одно столь же детальное воспоминание о службе Виктора в армии, тоже связанного с деятелями искусств, так как он служил в театре Советской Армии. (Но это я уже не записал.) После окончания рассказа мы обнаружили, что на часах полпервого.

Так что Натта проводила нас до выхода, Виктор пошёл куда-то налево, он тут недалеко живёт, а мы с Женей - на "Китай-Город".

Получилось - 81-й день рождения Натты отметили шесть мужичков собирателей её картин, (пять одиночек и Серёжа Трофименко, как главный коллекционер - с компанией), а дам не было вовсе (!) Кому-то было не до того, кто-то был занят в этот день, а кто-то постеснялся прийти. Так что хочется заметить, что Натта заслуживает большего внимания, тем более, почитателей у неё немало.